https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1421021147913467&id=100000167853190&pnref=story :
Инна Булкина:
21 августа
«я все же расскажу про эти самые две-три случайных фразы, которые меня преследуют. это началось в поезде, в полубезумном сне. у меня в голове блоковское "в густой траве пропадешь с головой итд." ("и статная скажет: здравствуй, князь") не вполне объяснимым образом накладывалось на маяковского "как проходит косой дождь". т.е. во сне я понимала, что там схожий ритмический рисунок (и не только ритмический), и дождь таки шел за окном. и еще я практически во сне сама себе объяснила, что это потому что я накануне прочла интервью Дувакина с Якобсоном, и Якобсон там говорил в том духе, что в юности его кумирами были Хлебников с Крученыхом, а Маяковский - нет, п.ч. он был слишком Блок. Это было неожиданно и запало.
Ну вот, стихи (собственно Блок, ему это свойственно), меня преследуют до сих пор, они сцепились с "косым дождем" так, что не расцепить, и только вчера до меня дошло, в чем там дело. Они, в самом деле, про одно и то же.
про русалку (Блок) и про смерть. самоубийственные стихи, в самом деле»
Тексты:
Блок:
* * *
«В густой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь, не стучась...
Обнимет рукой, оплетет косой
И, статная, скажет: "Здравствуй, князь.
Вот здесь у меня — куст белых роз.
Вот здесь вчера — повилика вилась.
Где был, пропадал? что за весть принес?
Кто любит, не любит, кто гонит нас?"
Как бывало, забудешь, что дни идут,
Как бывало, простишь, кто горд и зол.
И смотришь — тучи вдали встают,
И слушаешь песни далеких сел...
Заплачет сердце по чужой стороне,
Запросится в бой — зовет и манит...
Только скажет: "Прощай. Вернись ко мне" -
И опять за травой колокольчик звенит...» (1907)
Маяковский:
«Домой!
«Уходите, мысли, во-свояси.
Обнимись,
души и моря глубь.
Тот,
кто постоянно ясен -
тот,
по-моему,
просто глуп.
/.../
Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
С чугуном чтоб
и с выделкой стали
о работе стихов,
от Политбюро,
чтобы делал
доклады Сталин.
"Так, мол,
и так...
И до самых верхов
прошли
из рабочих нор мы:
в Союзе
Республик
пониманье стихов
выше
довоенной нормы..."»
(* « Я хочу
быть понят моей страной,
а не буду понят, -
что ж,
по родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.») (1925)
»
Позволю себе сопроводить комментарием:
Демьян Фаншель:
Думаю, если понимать не буквально (в смысле: как к некой возлюбленной некоего князя), то у Блока, скорее – отсылка к Офелии.
Шекспировская Офелия, хоть и утопленница, но, как бы – не совсем русалка. Полу-нимфа-русалка. Метиска. Земноводная такая. Гамлет к ней входит тоже «не стучась». И, опять же, «густая трава» играет роль. Не в том смысле, что – курят, а в том, что: «и травы и она сама упали в рыдающий поток». Она, типа – с дуба упала (венки на ветвях вешала, полурусалка, на ветвях сидела) – и в этой самой густой траве поскользнулась. И утопла, милая нимфа. Кисть дала. Дуба.
Как было Блоку мимо такой пройти?.
Не помню точно: Мандельштам говорил: у символистов, мол, надкусишь яблоко, а выйдет – чёрт-те что, полная вычурность, мистика и ататуй. Это к тому, что образы и трофика у символистов и у Маяковского (которого и ни в какие футуристы не запихнёшь – больно уж большой, великий) – здорово разные. Пусть и параллельные.
Маяковский горячо просит любви у страны (ещё лет десять тому – «северной уродины»), понимания. И, не получив его – «идёт стороной».
Холодного же блоковского героя, наоборот – ждёт любовь. Как какая-нибудь Любовь Дмитриевна. Но он, как Гамлет какой заполошный, заскочит «не стучась» и – опять восвояси, мять ковыль.
Т.е.: оба поэта – проходят мимо любви.
И дополученной (Блок).
И недополученной (Маяк)..
Оба – в пролёте, как фанера над парижем.
Судьба-мудьба такая у поэтов и их аватаров – в пролёте быть.
Но вот, в каких-то точках, в лобачевских измерениях – да, соприкасаются. Во сне, да. В том, наверное, и волшебство. Вот тут и такая польза от «уснуть и видеть сны». Быть может.:)