Демьян Фаншель (demian123) wrote,
Демьян Фаншель
demian123

Заметки на полях

к разговору о юморе и религиозном сознании

На носу, уважаемые – три пасхи (не будем сейчас уточнять – символом чего в замечательной и смешной теории, фрейдизме, является нос)...
Так вот: поскольку на этом самом носу три пасхи - еврейская и обе христианских – вынесу-ка отдельным постом свой комментарий к недавнему разговору на Радио Свобода.
Относящийся к обеим почтенным религиям.
Два частных случая. Два примера, - зародыши человеческого.
Авось, глядишь и - дозреют?..:)
1. Коммент первый.
Иконка-картинка.
Всё же, иногда, кое-где-порой - и религиозное сознание/мироощущение на юмор пробивает.
Вот тут, взгляни: это не современное! Это - средневековая пасхальная икона, одна из любимых. Из кёльнского Вальраф-Рихарц музея. Висит в отделе иконописи, возле работ Лёхнера (кёльнского (за полвека) предшественника Босха). Забываю, который раз, автора записать, - надо будет выяснить и к Пасхе сделать пост (Пасха - и пост. Всё на месте.:). ).
Ты посмотри только на Петра с мечом!..:) И вообще - абсолютно чаплинская куча-мала и монти-пайтон!. Замечательный юмор, - пусть средневековый автор и думает, что не шутит - грубый, живой, трогательный.)
2. Коммент второй.
«Из уважения к раби Йешуа..». Агада.
Это - блёстки юмора, ерничанья - более-менее - в средние века началось. До того - зверская еврейская серьёзность. Но вот, опять же - пробивает и еврейское религиозное сознание на мягкую усмешку (http://demian123.livejournal.com/213203.html : «Из уважения к раби Йешуа..», или Чудеса – не доказательства):
«Однажды возник большой спор между учеными по закону о «чистом» и «нечистом».
Раби Элиэзер был одного мнения, прочие ученые другого. Каких доказательств ни приводил раби Элиэзер, ученые оставались при своем.
— Слушайте же! — воскликнул р. Элиэзер. — Если мнение мое верно, пусть вон то рожковое дерево подтвердит мою правоту!
В ту же минуту невидимою силой вырвало с корнем дерево и отбросило его на сто локтей.
Это, однако, не убедило его противников.
— Чудо с деревом не может служить доказательством, — заявили они.
— Если прав я, — сказал далее р. Элиэзер, — пусть ручей подтвердит это!
При этих словах вода в ручье потекла обратно.
— И ручей ничего не доказывает, — настаивали на своем ученые.
— Если прав я, пусть стены этого здания свидетельствуют о моей правоте!
Накренились стены, угрожая обрушиться, – но прикрикнул на них раби Йешуа: «Там, где ученые спор ведут, не вам вмешиваться!»
И стены, из уважения к раби Йешуа, не обрушились, но, из уважения к раби Элиэзеру, и не выпрямились, — так навсегда и остались в наклонном положении.
— Пусть наконец само небо подтвердит мою правоту! — воскликнул раби Элиэзер.
И тут раздался Глас небесный.
— Зачем противитесь вы словам Элиэзера? Закон на его стороне.
Встал раби Йешуа и говорит:
— Не в небесах Тора. Мы Гласу с небес не подчинимся!
Встретился после этого раби Натан с Элией-пророком и спрашивает:
— Как отнеслись на небе к этому спору?
Отвечал Элиягу:
— Улыбкою озарились уста Всевышнего. Он смеялся и говорил: «Мои дети победили Меня, мои дети победили Меня!».
(Агада)

Это – почти всё.
Если не забывать, что религии сами по себе – очень смешные штучки.
Смертельно опасные.

Tags: литературоневедение, полевая психология, религионеведение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments