Демьян Фаншель (demian123) wrote,
Демьян Фаншель
demian123

Categories:

На Ивана Купала

Сегодня – как в тёплую, тёмную воду – вступаем в ночь на Рождество Ивана Купалы. Йоханана бар Схарьи, кузена (двоюродного брата) назаретского Йешуа.
Предтечи новой, христианской этики.
Неутешительные новости для новоязычников-паганини: связь древнего праздника с солнцеворотом потеряна. Сдвиг – более чем на две недели. Многое слегка сдвинулось за пару тысяч лет.
«Всё смешалось..». «Всё перепуталось..».
Нет, лучше: всё переплелось - в венке на Иванову ночь.
Отгорели в ночи цветущие папоротники, - никаких эротических прыжков через огонь, тёмных оргий, предрассветных диких, сладких зачатий..
Но и никаких человеческих жертвоприношений, смердящих идолов в протухшей крови..
С него всё началось. С Купалы.
Того, кто знал и помнил Родство. И посылал учеников – спросить. Предчувствовал то, что воспоследует.
Для меня, человека без конфессиональной прописки – или, как говорится, для «Ивана, родства не помнящего», то, что воспоследовало – все поступки Йешуа-Иисуса, все четыре Евангелия, Протоколы Четырёх Мудрецов – гораздо менее, не так значимы – как то, что он проповедовал.
Именно: что проповедовал, а не как.
А проповедовал он - учение Иоанна, своего крёстного, сверстника, родственника по матери. Страстно, увлечённо, храбро! В проповедовании Иоанновых постулатов ученик намного превзошёл своего учителя - человека глубоко несчастного, добряка, энтузиаста, первого кибуцника, неудачника.
Вообще, фигура Иоанна Крестителя (хотя он никого на кресте не распинал, а, наоборот – принимал в члены своего простого братства, погружая в воды Иордана, поближе к рыбе, там, где обретается рыба - загадочный тотем христианства, там, где тело начинает терять тяжесть, где кончаются земные дела, а воды темны и прохладны) - фигура Ивана Купалы, по-моему, в слове ещё не раскрыта. В библеистике, теологии – да, конечно – под видом предтечи христианства, учения Христа. Но - в литературе... Вспоминается: как только Креститель - так сразу, заслоняя его своими ягодицами - и замелькали пляшущие Саломея с Иродиадой!
И тут же - головотяпство, - знаменитое, непоправимое.
Ну, сгубили две бабы Ивана, сгубили, было дело, дело известное.
Но ведь Купала-то - сложнее, больше этого - последнего - эпизода!
Купала - Учитель.
Может, он и недостоин развязывать шнуровку на чьих-то сандалиях.
Чего уж там. Недостоин, так недостоин.
Достоин – большего.
Называться Учителем, творцом Новой Этики.
Возникшей чёрт-те когда - в страшненькие, смутненькие, беспросветненькие, какие-то проваленные времена.
Новой этики!
Новой как откровение.
Слегка мазохистской - потому как еврейской; как и всё еврейское, откорректированной опытом жизни среди ненавидящего окружения.
Ненависть - как понятное, человеческое, биологическое, воспринимаемое почти с пониманием, почти без укоризны, с легким вздохом адептами Ивана, его кибуцниками, потерявшими часть земного веса в водах Иордани и - ещё до Шагаловских времён - уже парящих, уже унесённых ветром, носимых ветром, и - уже после Шагала - возвращающихся на круги своя...
Эти новые и новые попытки - пролетать поверх барьеров, над ненавистью, закрыв глаза, - и пусть нам будет хуже! - подготовили Иванов малый народ к восприятию чего-то необычного, чего-то невероятного, определенного впоследствии калининградским жителем (пророчески наречённым Иммануилом) как чудо. Чудо, в котором легкий мазохизм, добровольная отдача первородства, потеря патриотической ориентации, все эти необъяснимые вещи - в перегретой солнцем и ползущей вверх, как ртуть в термометре, ненависти - всё это отходит куда-то на задний план перед явлением космическим – явлением Новой Этики.
Новой морали, поэтики сумасшедших, чокнутых, этики подставляющих левую щёку, поэтики, несмотря ни на что любивших, любящих ближнего. Не буддийской поэтической отстраненности, а этики-поэзии, в чистом, концентрированном виде. Поэтики-этики новозаветного содержания, высокого смысла, который как «огонь мерцающий в сосуде», в красивой древнегреческой амфоре-форме и подготовил, и определил возникновение, развитие - и даже существование - того, что называется нашей культурой, нашей цивилизацией.
Мерцание, освещающее конторку пишущего «Шинель» Гоголя... И хорошая вышла шинель, тёплая, русского покроя.
А мерцание, свет - с Востока.
Все мы - из этой шинели, не надо даже вспоминать какого-то там Андрея-жидовина (кто его, кстати, назвал Первозванным? Это на крест его косой звали - да!), везде были свои истории, свои святые. Начнём вспоминать - так и до Купалы снова дойдем. От него это всё идет.
Всё, что мерцает в сосуде.
Драгоценная эссенция.
Заветная квинтэссенция в амфоре. Аромат едва уловимый, - но не заменить никакими синтетическими благоуханиями. Аромат тысячелетней культуры. Попытка создать цивилизацию, подобно мудрому Фрейду мирящую биологическое в людях с этическим.
Подкорка, устремлённая ввысь.
Высокая готика, пронизанная мягкими лучами. Воздушные замки европейского искусства: светская литература, выросшая из библейской, из Ивановых проповедей (в адаптации распятого в цветущем возрасте его адепта). В этом же ключе развившееся изобразительное искусство. И их различные комбинации: кино, театр. И - обратная связь - сформированные новые архетипы, твёрдые, установившиеся, руководящие нашей психикой, живущие в ней ассоциации. Живущие даже где-то вне нас - мистически - независимо от существования отдельных личностей.
Вот только - музыка... Музыка - куда её ни приставь...
Музыка - не нуждающаяся в этике! Музыка - существующая отдельно от слова.. Существовавшая, как гармония - до слова. А уж, тем более - до Ивана-Иордана.
Что там говорил Гегель об Абсолюте?
Но не о музыке речь. Хотя и о ней тоже.
«До», «Ре», «Ми», «Фа», «Соль», «Ля», «Си».
Особенно «Си»!
Не только – о кострах и цветущих папоротниках. Но и о нотах, связанных с Купалой.
Вот молитва певцов о предохранении их голосов от хрипоты. Молитва (XI в.?, ХШ в.?), обращенная к св. Иоанну Крестителю. Особенностью её мелодии является поступенное повышение тона на начальном слоге первой строки:
«Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve poluti
Labii reatum
Sankte Iohannes».
В хаотическом переводе вашего покорного Д.Ф., знакомого только с медицинской терминологией:
«Дабы свободно
Резонировали связки
Чудесным событиям -
Мы твои,
Свободные от нечистого,
Губы ответствующие,
Святый Иоанне!».
(Нотабене! О переводчике: «он знал немного из латыни». Совсем немного).
Монах-бенедектинец Гвидо Д’Ареццо (Гвидо Аретинский), взяв за основу этот гимн, осуществляет реформу музыкальной нотации. Впоследствии «Ut» было заменено на «До». В Европе появляется современное нотное письмо.
Музыка и слово - связаны знаком!
Каждая гамма, которую пиликает школьник - гимн Ивану Купале!
Каждый урок сольфеджио - молитва Крестителю, гимн св. Иоанну!
«Летят самолёты - привет Мальчишу!..»
Слава Ивану!
Аминь.
Ну и, как водится – ежегодное традиционное подношение Ивану-Иордану, Первокрестителю:

Иван

Окает и говорит по-вятски:
На Иване держится Россия
(От России рифмы ждёшь, но все я
Растерял в рассеяньи дурацком).
Горячусь в ответ, беру за лацкан.

За меня же праотцы, вестимо,
Головой, златыми ли устами,
Отвечают. Святцами вместимы,
Имена семитские здесь стали
Избранными Библии местами:
Собирай, Иван из Палестины.

Все Джованни, Яны и Хуаны,
Жаны, дон Жуаны, Иоганны –
Должниками возвратятся в срок...
Голова, скажи, что будет далее.
Шарят пальцы, не найдут сандалии.
Не развяжут чей-то там шнурок.

...

И, как человек неконфессиональный, всем сегодня желаю цветок папоротника увидеть - и в огне не гореть!
Слава Ивану!


1996, 2004
Tags: библионеведение, историоневедение, религионеведение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мужики – козлы!

    Да им хоть кол на голове теши.. Этим козлам-мужикам – хоп! – отменили многожёнство, а они – эть! – стиральную машину и пылесос изобрели. Надувную…

  • (no subject)

    V as "Victory"! Facebook post

  • (no subject)

    Поступательное движение истории оказалось – возвратно-поступательным.. Но мы крепчаем.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments