Скорее всего, литературоведы за столько-то – за 87 лет! – должны были заметить.
И отметить.
Ну, а если нет, то – маленькая находка.
Маленькая, но – своя.
Ну а нет – так нет.
Денис Давыдов
Современная песня
/.../
Все исчадие греха,
Страстное новинкой;
Заговорщица-блоха
С мухой-якобинкой;
/.../
И в очках сухой паук —
Длинный лазарони,
И в очках плюгавый жук,
Разноситель вони;
И комар, студент хромой,
В кучерской прическе,
И сверчок, крикун ночной,
Друг Крылова Моськи;
/.../
Старых барынь духовник,
Маленький аббатик,
Что в гостиных бить привык
В маленький набатик.
/.../
(1836)
Корней Чуковский
Муха-Цокотуха
/.../
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
/.../
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
/.../
(1923)
Так вот.
Разберём теперь всё это, обнаруженное вашим покорным кощуном и очернителем – не торопясь. Обстоятельно. По пунктам.
Пункт 1-й. Совпадение.
«Совпадения» – с абсолютно точной привязкой к одновременно совпадающим а) размеру, ритму, б) насекомым сказочным персонажам, в) определяющим словам-вешкам («маленький» - «маленький») – совпадениями никак не являются. Точка.
В вышеприведённых отрывках и не требуется особо тонкого, заточенного на поэзию, уха.
Пункт 2-й. Использование – случайное. Подсознательное.
Или, всё же – сознательное? Намеренное присвоение известной формы и содержания. Как, например, используют популярные мелодии в современных духовных гимнах.
Попробуем и в этом разобраться.
Подсознательное – это когда в детстве слышанное, забытое, невнятно жужжит в уголочке мозга, - детям спать не даёт, взрослым рано встаёт..
Это если в раннем детстве Коле Корнейчукову читали и перечитывали «Современную песню» Давыдова, - да он забыл..
«В раннем детстве» – сомневаюсь..
Денис Давыдов – «сабля, водка, конь гусарский» - не для детей.
Для подростков, в крайнем случае, для взрослых молодых людей, для самостоятельного чтения – да, о.к..
В «Современной песне», кстати – о сексуальных меньшинствах, на минуточку: «И Иван Иваныч – клоп, муж женоподобный». («Иван Иваныч» первоначально, в рукописи - «Филипп Филлипыч», а конкретно - Филлип Филлипович Вигель. Известный мемуарист – и человек с известными предпочтениями («Но, Вигель – пощади мой зад!» (А.С.Пушкин:).
Куда уж там – «в раннем детстве»..
Вигелю, кстати, ничего не подозревающему, такому же гневному обличителю, «Современная песня» очень нравилась. :)
А «маленький аббатик» - Чаадаев.
Но это мы отвлеклись.
Да.
Так что - не случайно, не совпадение.
Пункт 3-й.
Тут нам потребуется цитата:
Николай Корнейчуков (Корней Чуковский), «Как была написана "Муха-Цокотуха"»:
«/.../ А теперь я исписал без малейших усилий весь листок с двух сторон и, не найдя в комнате чистой бумаги, сорвал в коридоре большую полосу отставших обоев и с тем же чувством бездумного счастья писал безоглядно строку за строкой, словно под чью-то диктовку.
Когда же в моей сказке дело дошло до изображения танца, я, стыдно сказать, вскочил с места и стал носиться по коридору из комнаты в кухню, чувствуя большое неудобство, так как трудно и танцевать и писать одновременно.
Очень удивился бы тот, кто, войдя в мою квартиру, увидел бы меня, отца семейства, 42-летнего, седоватого, обремененного многолетним поденным трудом, как я ношусь по квартире в дикой шаманской пляске и выкрикиваю звонкие слова и записываю их на корявой и пыльной полоске содранных со стенки обоев. /.../
В сущности, "Муха-Цокотуха" - единственная моя сказка, которую от первой строки до последней я написал сгоряча, в один день, без оглядки, по внушению нахлынувших на меня неожиданно радостных чувств.»
Ух ты!.
Так-то вот!.
Так о чём пост?
О чём?
О том, как из дурной агитки вековой давности («из какого сора») растёт – пусть такая же, дурная же – чудесная безумная Муха-Цокотуха. С её замечательными безумными гостями.
И сказочная пляска чуковская, где мухи – да и тараканы! – лучше и милее всех критических котлет.
И пост – ни в коем случае не обвинительный!
Как говорит блестящий, но и подловатый Алексей Толстой: «Все крадут.». (Выстругал себе своего Буратино (даже не выстругал – перекрасил) из Пиноккио – и ничего. Любимая книжка детства.:)
И, это... – не ищите жанра. Здесь не аналитика. Ни, упаси боже – не литературоведческая заметка.
Эссе? Не эссе. Вернее, - не совсем.
Рассчитано на сопереживание. На генгерирование простых, радостных сопереживательных флюидов. На радостную медитативную пляску вместе с Чуковским:
Муха – ничья!
Свободу Мухе!
Чукоккале!
Чукотухе!
Не зря здесь дальше – кодой – иллюстрация Кабакова. Смотри надписи на картинке:
« – Чья это муха?».
« – Это муха Николая.».:)
(Один из альбомов И.Кабакова, кстати, называется «Жизнь мух». Но это опять отвлёкся.:)
Подведём итог.
Чуковский мне лично казался - другим: солидным дядькой: возраст, семейство, английский....
Вот сел за произведение – и произведение написал.
А он, оказывается - скакал неодетый, по разваливающейся квартире!, плясал с обрывком обоев!. Как Давид-псалмопевец пред скинией..
А ты, Давыдов Денис – умри, - лучше Николая-Корнея не скажешь!