?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Чья это муха?.»:
Скорее всего, литературоведы за столько-то – за 87 лет! – должны были заметить.
И отметить.
Ну, а если нет, то – маленькая находка.
Маленькая, но – своя.
Ну а нет – так нет.

Денис Давыдов

Современная песня
/.../
Все исчадие греха,
Страстное новинкой;
Заговорщица-блоха
С мухой-якобинкой;
/.../
И в очках сухой паук —
Длинный лазарони,
И в очках плюгавый жук,
Разноситель вони;

И комар, студент хромой,
В кучерской прическе,
И сверчок, крикун ночной,
Друг Крылова Моськи;
/.../
Старых барынь духовник,
Маленький аббатик,
Что в гостиных бить привык
В маленький набатик.
/.../
(1836)

Корней Чуковский

Муха-Цокотуха
/.../
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
/.../
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
/.../
(1923)

Так вот.
Разберём теперь всё это, обнаруженное вашим покорным кощуном и очернителем – не торопясь. Обстоятельно. По пунктам.
Пункт 1-й. Совпадение.
«Совпадения» – с абсолютно точной привязкой к одновременно совпадающим а) размеру, ритму, б) насекомым сказочным персонажам, в) определяющим словам-вешкам («маленький» - «маленький») – совпадениями никак не являются. Точка.
В вышеприведённых отрывках и не требуется особо тонкого, заточенного на поэзию, уха.
Пункт 2-й. Использование – случайное. Подсознательное.
Или, всё же – сознательное? Намеренное присвоение известной формы и содержания. Как, например, используют популярные мелодии в современных духовных гимнах.
Попробуем и в этом разобраться.
Подсознательное – это когда в детстве слышанное, забытое, невнятно жужжит в уголочке мозга, - детям спать не даёт, взрослым рано встаёт..
Это если в раннем детстве Коле Корнейчукову читали и перечитывали «Современную песню» Давыдова, - да он забыл..
«В раннем детстве» – сомневаюсь..
Денис Давыдов – «сабля, водка, конь гусарский» - не для детей.
Для подростков, в крайнем случае, для взрослых молодых людей, для самостоятельного чтения – да, о.к..
В «Современной песне», кстати – о сексуальных меньшинствах, на минуточку: «И Иван Иваныч – клоп, муж женоподобный». («Иван Иваныч» первоначально, в рукописи - «Филипп Филлипыч», а конкретно - Филлип Филлипович Вигель. Известный мемуарист – и человек с известными предпочтениями («Но, Вигель – пощади мой зад!» (А.С.Пушкин:).
Куда уж там – «в раннем детстве»..
Вигелю, кстати, ничего не подозревающему, такому же гневному обличителю, «Современная песня» очень нравилась. :)
А «маленький аббатик» - Чаадаев.
Но это мы отвлеклись.
Да.
Так что - не случайно, не совпадение.
Пункт 3-й.
Тут нам потребуется цитата:
Николай Корнейчуков (Корней Чуковский), «Как была написана "Муха-Цокотуха"»:
«/.../ А теперь я исписал без малейших усилий весь листок с двух сторон и, не найдя в комнате чистой бумаги, сорвал в коридоре большую полосу отставших обоев и с тем же чувством бездумного счастья писал безоглядно строку за строкой, словно под чью-то диктовку.
Когда же в моей сказке дело дошло до изображения танца, я, стыдно сказать, вскочил с места и стал носиться по коридору из комнаты в кухню, чувствуя большое неудобство, так как трудно и танцевать и писать одновременно.
Очень удивился бы тот, кто, войдя в мою квартиру, увидел бы меня, отца семейства, 42-летнего, седоватого, обремененного многолетним поденным трудом, как я ношусь по квартире в дикой шаманской пляске и выкрикиваю звонкие слова и записываю их на корявой и пыльной полоске содранных со стенки обоев. /.../
В сущности, "Муха-Цокотуха" - единственная моя сказка, которую от первой строки до последней я написал сгоряча, в один день, без оглядки, по внушению нахлынувших на меня неожиданно радостных чувств.»
Ух ты!.
Так-то вот!.
Так о чём пост?
О чём?
О том, как из дурной агитки вековой давности («из какого сора») растёт – пусть такая же, дурная же – чудесная безумная Муха-Цокотуха. С её замечательными безумными гостями.
И сказочная пляска чуковская, где мухи – да и тараканы! – лучше и милее всех критических котлет.
И пост – ни в коем случае не обвинительный!
Как говорит блестящий, но и подловатый Алексей Толстой: «Все крадут.». (Выстругал себе своего Буратино (даже не выстругал – перекрасил) из Пиноккио – и ничего. Любимая книжка детства.:)
И, это... – не ищите жанра. Здесь не аналитика. Ни, упаси боже – не литературоведческая заметка.
Эссе? Не эссе. Вернее, - не совсем.
Рассчитано на сопереживание. На генгерирование простых, радостных сопереживательных флюидов. На радостную медитативную пляску вместе с Чуковским:
Муха – ничья!
Свободу Мухе!
Чукоккале!
Чукотухе!
Не зря здесь дальше – кодой – иллюстрация Кабакова. Смотри надписи на картинке:
« – Чья это муха?».
« – Это муха Николая.».:)
(Один из альбомов И.Кабакова, кстати, называется «Жизнь мух». Но это опять отвлёкся.:)
Подведём итог.
Чуковский мне лично казался - другим: солидным дядькой: возраст, семейство, английский....
Вот сел за произведение – и произведение написал.
А он, оказывается - скакал неодетый, по разваливающейся квартире!, плясал с обрывком обоев!. Как Давид-псалмопевец пред скинией..
А ты, Давыдов Денис – умри, - лучше Николая-Корнея не скажешь!

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
zloy_alex
Jun. 4th, 2011 11:09 pm (UTC)
Отличная находка!
demian123
Jun. 5th, 2011 12:14 am (UTC)
Мерси.
degtyarchuk
Jun. 5th, 2011 03:48 am (UTC)
как бы эта находка на самом деле ничего особенного такого и не говорит. могут быть совпадения. может быть Корнею в раннем детстве читали Давыдова. подозреваю, что ещё много есть (было) подобных зарисовок на тему мухи, паука и комара. к посту не хватает аналитического разбора буквально каждой строки для конкретных параллелей, но не абстрактных догадок.
demian123
Jun. 5th, 2011 12:40 pm (UTC)
Жэелание заказчика для фирмы – закон. :) Приступаем.
Аналитический разбор:
> «…как бы эта находка на самом деле ничего особенного такого и не говорит.»
Она, как бы эта, - говорит особенного. Только – не в ту сторону и не о том. О чём – ниже.
> «могут быть совпадения.»
«Совпадения» – с абсолютно точной привязкой к одновременно совпадающим а) размеру, ритму, б) насекомым сказочным персонажам, в) определяющим словам-вешкам («маленький» - «маленький») – «совпадениями» никак не являются. Точка.
В вышеприведённых отрывках - и не требуется особо тонкое, «заточенное» на поэзию, ухо.
Думал: уж куда проще..
Но о.к.
> «подозреваю, что ещё много есть (было) подобных зарисовок на тему мухи, паука и комара.»
«Подобных зарисовок» - нет. В точности, абсолютно по всем параметрам совпадающих «зарисовок» – нет . См. выше.
> «..может быть Корнею в раннем детстве читали Давыдова.»
В раннем детстве – сомневаюсь.
Давыдов – «сабля, водка, конь гусарский» - не для детей. Для подростков, в крайнем случае, для взрослых молодых людей, самостоятельного чтения – да, о.к..
В «Современной песне», кстати - о сексуальных меньшинствах, на минуточку: «И Иван Иваныч – клоп, муж женоподобный». («Иван Иваныч» первоначально, в рукописи - «Филипп Филлипыч», конкретно - Филлип Филлипович Вигель. Известный мемуарист – и человек с известными предпочтениями («Но, Вигель – пощади мой зад!» (А.С.Пушкин:).
Куда уж там: «в раннем детстве»..
Вигелю, кстати, ничего не подозревающему, такому же гневному обличителю, «Современная песня» оченно нравилась. :)
А «маленький аббатик» - Чаадаев.
Но это мы отвлеклись.
Да.
И не – «Корнею»! Если «в раннем детстве», то – Николаю.
> «посту не хватает аналитического разбора буквально каждой строки для конкретных параллелей, но не абстрактных догадок.»
«..разбора буквально каждой строки», порой – состояние, когда «за древьми леса не видать». Как бы не впасть. :)
Надеюсь, людям техническим известно о разных оптиках?
Так о чём пост?
Во-первых – не ищите жанра. Сие – не аналитика. Ни, упаси боже – литературоведческая заметка.
Эссе? Не эссе. Вернее, - не совсем. Рассчитано на сотворчество. На генгерирование простых, радостных сопереживательных флюидов. На радостную медитативную пляску вместе с Чуковским:
Муха – ничья!
Свободу Мухе!
Чукоккале!
Чукотухе!
Незря здесь дальше – кодой – иллюстрация Кабакова. См. надписи на картинке. :)
(Один из альбомов И.Кабакова, кстати, называется «Жизнь мух». Но это опять отвлёкся.:)

Я – о том, как из дурной агитки вековой давности («из сора») растёт – пусть така же, дурна же – чудесная безумная Муха-Цокотуха! С её замечательными безумными гостями.
И сказочная пляска чуковская: где мухи – да и тараканы! – лучше и милее всех аналитических котлет! :)
«Из какого сора» - это ахматовское (если уж всё приходится объяснять).
Пост – ни в коем случае не обвинительный!
Как говорит блестящий, но и подловатый Алексей Толстой: «Все крадут.». (Выстругал себе своего Буратино (даже не выстругал – перекрасил) из Пиноккио – и ничего. Любимая книжка детства.:)

Вот не подумал, что кому-либо из читающих надо будет столько объяснять!. Растаскивать на составляющие вкусный салат (мухи – отдельно..:)) : и что скаждое сие означает, - и откуда росло, и т.д.
Не всегда алгебра (литературоведение) – важнее литературы (гармснии)
Может, на этой мысли сойдёмся. (?:)
degtyarchuk
Jun. 5th, 2011 04:15 pm (UTC)
согласен.
но алгебра не менее поэтична.
demian123
Jun. 5th, 2011 04:32 pm (UTC)
Алаверды согласен!
(Anonymous)
Jun. 5th, 2011 01:21 pm (UTC)
АК
Сходство впечатляет, но надо додумать. Возможно, это подсказка, ключик. Если давыдовская Цокотуха - сплошь из литературных аллюзий, то следует ожидать, что и чуковская. Преемственность, так сказать, традиции - от золотого века к серебряному. Для сравнения: недавняя статья М.С.Петровского в "Новом мире" (2011, №1) - о литературности/пародийности "Крокодила". А чем "Муха" хуже?
dochanyura
Jun. 11th, 2011 07:10 am (UTC)
Интересно.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

demian123
Демьян Фаншель
www.fanschel.de

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow