16.06.
Когда писал вот это http://demian123.livejournal.com/60287.html , никак не мог отделаться от одной мысли. (Накануне побывав на замечательном литературном празднике).
Не могу отделаться от этой мысли и сейчас.
А именно: единственное из празденств в былом отечестве, напоминающее Блумсдей, пожалуй – незабываемый Шульц-фест в Дрогобыче.
Где в финале, почти как в улиссовском Дублине, празднующие проходят маршрутом героев произведения. В дрогобыческом австро-венгерско-польско-советском интерьере горбатых улочек. При свете факелов, ближе к полуночи, в магическое время, участники по очереди зачитытвают на украинском – отрывки из «Коричных лавок», «Санатории под клепсидрой»...
Отрывки читаются там, на той улице, возле того дома, где происходило действие.
Запоминающийся, медитативный трип.
Ну, не всё как на Островах в день "16.06". Но – то и хорошо.
В Дублине: «На улицах города можно найти памятники, посвящённые роману, и таблички, указывающие, где именно проходили пути героев.» (Википедия).
В Дрогобыче пока – только памятная табличка на месте убийства автора. Он же – литературный персонаж.
Смерть автора – это так концептуально, не правда ли?, очень литературно. (Свиное рыло в с пистолетом в 42-м – над трупом тончайшего европейского модерниста. Наш Блумсдэй.)
Но о Шульце – и шульц-фесте – особый пост. Далi буде. Уже год как собираюсь.:)
Ещё из Википедии:
«Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения».
Дрогобыч Шульца – тоже можно восстановить, по «Коричным лавкам». Восстанавливается - уже с первых строчек – другой, зазеркальный, баснословный..
«День 16 июня отмечается почитателями Джойса во всем мире как Блумсдэй (Bloomsday).»
Кстати, а почему 16.06?
Ага, вот:
«16 июня 1904 года состоялось первое свидание Джойса и его будущей жены (с 1931) Норы Барнакль, горничной отеля Finn’s Hotel, поэтому писатель решил увековечить этот день в своём произведении.
В письме Норе от 3 декабря 1909 года Джойс так описывает эту встречу:
«Ведь это ты, бесстыдница, вредная девчонка, сама первая пошла на всё. Не я начал первый трогать тебя тогда в Рингсенде. Это ты скользнула рукой мне в брюки ниже, всё ниже, потом отвела тихонько рубашку, дотронулась до моего кола щекочущими длинными пальцами и, постепенно, взяла в руку целиком, он был толстый, твёрдый, и начала, не торопясь, действовать, пока я не кончил тебе сквозь пальцы, и всё это время глядела на меня, наклонясь, невинным и безмятежным взглядом».
Женился он на Норе Барнакль, надо заметить, лишь через 27 лет. Будучи не слишком молодым и здоровым, - глаукома и т.д. Чтобы прожить свои финальные 10 лет.
Но это уже другая история. Имеющая лишь косвенное отношение к дублинскому Блуму и его Блумсдэю.
Ибо – о(т)чуждение, тыскыть. Смерть автора. Модная нынче тема.