По наводке и в связи с этим: http://2009-da.livejournal.com/32702.html ,
позвольте мне выразить своё – вполне добродушное, уверяю – недоумение:
Уважаемые господа!
Не очень правильно простому любопытному вмешиваться в спор учёных людей... Да и не стал бы это делать – если бы не вопросы. Не три вопроса.
Первый : памятник к какому юбилею установил уважаемый скульптор?
Второй : кто разгромил – кого? Имеется в виду – в религиозно-противостоятельном смысле.
Третий : а был ли кто тогда - разгромлен? Речь не об успешности того самого конкретного похода Святослава Игоревича, 1046 лет назад, а – о его реальных последствиях.
Попробую развернуть эти вопросы ( Если есть «развёрнутый ответ», значит, где-то имеется и развёрнутый вопрос).
Хотелось бы услышать мнение историка : правомочны ли таковые вопросы – или это есть всё праздного ума не в своё дело сование?
Читаем ( «БЭС», Карамзин, «История...»):
Хазария, Хазарский каганат: просуществовал с 7 по 10 век. В 964-965 - РАЗГРОМЛЕН кн. Святославом Игоревичем.
Далее читаем:
Олег Святославович ( из "Слова о полку") прозванный Гориславовичем ( ? - 1115 ), княжил на Ростово-суздальской земле, на Волыни. В 1076 - теряет владения. Потом бежит в Тьмутаракань.Потом ( дважды ), предавшись половцам, захватывает Чернигов. Потом- ПОПАДАЕТ В ПЛЕН К ХАЗАРАМ!
Никогда, как получается, так и не узнавших, что их, неграмотных, ещё в 965-м, Святослав Игоревич, не знаю фамилии, - разгромил вдребезги?!..
И сколько эти хазары – с перекурами на разгром – всего протянули?
Маленький такой хазарский словарь.
О высказывании специалистов (академик А.Новосельцев), что Хазарский каганат просуществовал до 13 века – есть в интернете. (О его благотворном влиянии на экономическое и политическое развитие древней Руси – у Ключевского).
Т.е., такой – первый и третий вопрос : а была ли дата? А если была, то – когда?
А если сам Х.каганат распался, то кому, какому распаду, известный скульптор-общественник памятник ставит, - к какому такому юбилею-неюбилею?
Теперь – второй вопрос. Кровь. Конфессия.
Не хочется – но, раз уж предлагают...
Святослав. Победитель. Описан византийцами : серьга в ухе. Панковский «оселедец». Белые одежды. Выросший в дружине – довольно замкнутой, строго говоря – чужеземной касте. Родители – двуязычные, по-видимому, с каким-то акцентом говорящие на языке местного населения – Ингвар и Хелга – Игорь и Ольга. (Интересно, как долго сохранялся – для домашнего потребления – родной нордический – у знати – потомков рюриковых воинов?).
Т.е., что для нас, подлаживающихся под сумрачный гений автора памятника, важно : вот – нехристианин, сын чужеземцев.
Итак : на памятнике, с одной стороны – победитель (или – не совсем победитель?), Святослав, – с оселедцем и серьгой, абсолютный язычник (относительный – иностранец), что-то вроде панка. Сетованиям мамы, св.Ольги ( пардон – Елены. Она – Еленой крестилась. Ольга, та – хитрая и жестокая, людей живыми сжигала) не внявший : презрительно отвергающий саму мысль о вступлении в христианство.
С другой стороны памятника – символ разгромленного ( разгромленного? да? точно?) в 965-м ( в 965-м? да? точно-точно?), предположительно, году Хазарского каганата.
Единственное, что мы твёрдо знаем о Хаз.каг. : что это была страна, по преимуществу, монотеистическая. (все три религии – монотеистические). У знати, в правительстве, после возвышения Булана и, особенно, переворота Обадия – преобладание иудейского верования. (Но шестиконечного могендовида, любимца упомянутого ваятеля, насколько я понимаю, - как государственно-религиозной эмблематики – не было. Вроде бы, позже его начали задействовать.:).
Христианство – имело место, мусульманство – имело место. Сплошные монотеисты.
Незря же туда ( ну – в подвластную каганам Болгарию), а не в Киев ( где – никаких шансов) был послан просветитель св.Кирилл. По-моему, алфавит, разработанный Кириллом-Константином – тоже незря содержал в себе большое количество элементов из древнееврейского алфавита. Которые только после смерти просветителя были исключены из кириллицы.
Т.е. – полная картина : язычник, нерусский человек! ( вернее – не той, а - другой - нации, чем коренное «русское» население) конём своим топчет – хазарского человека со щитом ( но звезды Давида там ещё точно нет, насчёт полумесяца – не знаю), - на котором - на щите - вполне возможен символ христианской веры!. Не в смысле – наибольшей вероятности, а в смысле – возможности. Во всяком случае, если где на памятнике и должен быть крест, так уж точно – не на стороне Святослава. Не на скульпторской стороне, главной.
Т.е. – полная картина частичного бреда.
Потому что, когда память пишут с большой буквы и берут в кавычки, – тут-то и начинаются неприятности.
«О чём шумите вы..» :)
Recent Posts from This Journal
-
(no subject)
* * * «Уж лучше посох да сума», Чем вот такой джекпот. Две тыщи двадцать пятый год Меня с ума сведёт. – Тот сумасшедший поворот Концовки…
-
(no subject)
Кёльнские дикие зелёные Фото:…
-
(no subject)
Шуба-дуба В наше время трудно себе представить мужскую шубу. А вот в приполярном почти Архангельске 1977-го импортная мужская шуба – на…
- Post a new comment
- 18 comments
- Post a new comment
- 18 comments
Recent Posts from This Journal
-
(no subject)
* * * «Уж лучше посох да сума», Чем вот такой джекпот. Две тыщи двадцать пятый год Меня с ума сведёт. – Тот сумасшедший поворот Концовки…
-
(no subject)
Кёльнские дикие зелёные Фото:…
-
(no subject)
Шуба-дуба В наше время трудно себе представить мужскую шубу. А вот в приполярном почти Архангельске 1977-го импортная мужская шуба – на…