Демьян Фаншель (demian123) wrote,
Демьян Фаншель
demian123

Поворот оптики

Не буду ничего править и «литературно» оформлять. Думаю, некоторые попутные комменты к недавнему посту о Бабьем Яре http://demian123.livejournal.com/249306.html вынужденно начинают опутываться, сплетаться – в дополнительную, вязкую, не к теме, не к месту – дискуссию.
Их надо бы вынести - сюда. В отдельный пост.
Чтобы раз и навсегда определиться: в том, что я сейчас нос ворочу от большинства стихов того – кому за них низко кланяюсь.
И никакого парадокса в этом нет.
Чтобы отделить архиважное (конечно, - и вечное) литературоведческое – от временного человеческого.
И правильные споры о поэтике - от неправильной человеческой жизни и смерти.
………………………..
demian123
27 Сент, 2011 23:12

Да всё это грустно. И соответствует человеческой природе как таковой. Человеческая природа - без национальной принадлежности и пр.
А это стихотворение Евтушенко (которого сейчас принято каждому, проходя, пнуть) тогда читали наизусть в компаниях. И он действительно тогда был - с этими строчками - больше чем поэт.

poyeliku :
27 Сент, 2011 23:38

Год то какой у стихотворения!
Я впервые о Бабьем Яре только у Анатолия Кузнецова прочитала в журнале "Юность" и всё не могла понять,почему умалчивает так наша пропаганда,как будто сами и уничтожали.Или боялись,что следом вылезет правда о заминированном ими Киеве? До сих пор не доходит до меня, почему.И это я, не имея еврейских корней, негодую. Что же могут ощущать те люди,которые чудом избежали пресечения рода? И скольких ветвей там теперь недосчитываются?
Как-то,несколько месяцев назад,по моему,sempre_idem выкладывала ссылку на истории о Праведниках Мира.Что-то около 30 историй удивительных человеческих судеб. Большей частью избежавших страшной участи в Киеве. Я более страшного и ужасного в своей обыденности, ничего не читала.Как камень оцепенела вся,даже не могла прервать чтение ни на минуту пока не дочитала последнюю историю.И так потом тепло стало,что этим праведникам была выделена помощь,конечно же не от нашего государства.Спасённые помогали до последних дней своим ангелам - хранителям, а наше государство умудрялось и то немногое,назначенные в России или в других странах,где по закону положено, у них забрать. У нас нет такого закона и всё тут,в отличие, к чести сказать, от России.Там с этим намного лучше. /.../

alsit25
28 Сент, 2011 05:57

и правильно пинают, это плохие стихи, на такую тему дурные стихи писать нельзя. а то что рыдали современники, это не оправдание, те же евреи запоем читали фейхтвангера ассимилянта, а потом историю учили по антисемиту пикулю.
этот же ограниченный контингент теперь Быковым наслаждается.

demian123 :
28 Сент, 2011 09:57

Ну да: это не - высокая поэзия. Это - гражданский акт. Индивидуальный гражданский акт Евтушенко. По тем временам действительно - "больше, чем поэт".
А что в тюрьму не сел, сотрудничал, ну так на то - диссиденты другого порядка имелись. Правда, их речи, практически, кроме нескольких человек, никто не слышал - до 80-х. А слова Евтушенко о Бабьем Яре - последний ИТРовец под рюмку мог услышать.
Мы здесь - о Бабьем Яре, не о "литературе".


alsit25
28 Сент, 2011 15:28

диссидент это советский человек наоборот. Гражданская поэзия существует токо в россии. Изобрел ее Некрасов,а поэзия не может быть идеологией, ибо по определению врать не может. Именно что о Бабьем яре. Вы полагаете , что жизнь сама по себе, а литература к ней необязательное приложение?
гражданский акт , это не половой акт, можно и потерпеть.

demian123
28 Сент, 2011 17:36

Когда не было ни независимых газет-радио-телевизора - ни тем более интернета - такие гражданские стишки (независимо от качества) были важнее их качества. Для миллионов. К самиздату имели отношение считанные единицы. Ну - сотни.
Я - нет.
О Бабьем Яре - Евтушенко. О литературе - "Люди,годы, жизнь", Эренбурга. О фрейде - из подобострастнейшей "Критике неофрейдизма". И т.д. Вообще, из подобострастной "критики" - под соусом гневного осуждения - протаскивали сведения обо всём более-менее стоящем.
Да мне кажется, Евтушенко (пусть и "сексот", и "разрешённый", и пр.) - искренне старался напечатать Бродского в "Юности". Неправедно мой любимый Юпитер Джи Би гневался.:)
И за "Бабий Яр" тех годов Евтушенко - почтение и поклон через года.
А за литкачество пусть другие пинают. У меня - другое к нему отношение - к Евтушенко той поры: "..больше,чем поэт",

alsit25
28 Сент, 2011 22:16
ну ,каждый приобщается к культуре своим путем, поэт не должен быть больше ,чем поэт , это ненормально, Во всем мире поэт пржде всего поэт. А полуправда Эренбурга, хуже лжи. почитайте Ю.Колкера ,что он пишет о Бабьем Яре и Евтушенко. http://www.igraigr.com/kolker.htm

demian123
28 Сент, 2011 23:12

Мы смотрим одновременно с разных концов телескопа - поэтому там темно и непонятно. Я смотрю - с 1967-68-го: с точки зрения 14-летнего юноши, который только-только начал чем-то интересоваться. Тут не до вершин поэзии (классики - чтобы не отпугнуть - было, как раз и достаточно). Тут - дефицит информации: "кого мне читать?" Вот - "Люди, годы, жизнь" Эренбурга. Потрясающе нужное и своевременное: МИЛЛИОНЫ читающих - сориентировались. Особенно - читающие - в полном вакууме - мальчики.
"О чём шепчутся на идиш родители?" А - вот о чём: вот "Бабий Яр" Евтушенко.
А теперь я смотрю - с вашей, уменьшающей стороны телескопа - бородатым матёрым умником из 2011-го. Ну конечно: Евтушенко не проханже. Эренбург - половинчат. Оба - продались (как и мы с Вами. До отъезда. Нет?). Да и двор, где я вырос оказался - съёжившимся и усохшим. И роскошная горбиблиотека - тесной бедной комнаткой.
А теперь - снова - с увеличительной стороны, с 68-го.
Ого!
А теперь - снова - с уменьшительной, из 2011-го.
Тьфу.
И - никакого конфликта мнений. Просто - поворот оптики.
Только биография, к сожалению - не поворачивается.:) Она - линейна.

alsit25
29 Сент, 2011 00:54

конечно,и я ими восхищался, все тоже самое. но жаль потерянного времени. Были и современники поумнее. мне давно не 14, и восхищаюсь я другим. Нельзя судить людей по понятиям другого времени, и как он ИБ заложил, и как славу добывал, но правда, что для интеллигенции был духовным вождем. скорее всего искренне, однако, героические поступки одно, а стихи другое, их временем дурным не извиняют. Они или есть или нет. Или на потребу дня или навсгда.

demian123
29 Сент, 2011 02:12

Ещё раз:
здесь - это не о поэтике Евтушенко-2011.
Здесь - о Бабьем Яре.
И – попутно вспомнив – о "Бабьем Яре" Евтушенко. 50 лет тому: год 1961-й.
Если угодно - и о единственном русском поэте, с белорусско-украинской фамилией, который написал о трагедии - так, как написал. Когда не очень льзя было. Когда можно было лишиться всех льгот - как Аскольдов за "Комиссара". И когда остальные русские поэты - с сильно улучшенной поэтикой - воды в рот набрали.
Думаю, среди Праведников мира могло быть полно доносчиков и стяжателей, и мелких людей. Только в одном они не были мелкими. И не были доносчиками. За что им честь и слава. За что в их честь - в честь каждого - и высаживают персональное дерево в Аллее.
Не нам чета.
На том прекращаем нелитературную дискуссию.
И ещё: вот (да, да – пафосно – и не "краденный воздух", и пр.) :

"Бабий Яр

Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.

Мне кажется сейчас —
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне — следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус —
это я.
Мещанство —
мой доносчик и судья.
Я за решеткой.
Я попал в кольцо.
Затравленный,
оплеванный,
оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется —
я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот:
«Бей жидов, спасай Россию!» —
насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! —
Я знаю —
ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту твоей земли.
Как подло,
что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя "Союзом русского народа"!
Мне кажется —
я — это Анна Франк,
прозрачная, как веточка в апреле.
И я люблю.
И мне не надо фраз.
Мне надо,
чтоб друг в друга мы смотрели.
Как мало можно видеть,
обонять!
Нельзя нам листьев
и нельзя нам неба.
Но можно очень много —
это нежно
друг друга в темной комнате обнять.
Сюда идут?
Не бойся — это гулы
самой весны —
она сюда идет.
Иди ко мне.
Дай мне скорее губы.
Ломают дверь?
Нет — это ледоход...
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я —
каждый здесь расстрелянный старик.
Я —
каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет!
«Интернационал»
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому —
я настоящий русский!

1961
Евгений Евтушенко."

Ни добавить, ни убавить. Полвека тому написано.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments