Демьян Фаншель (demian123) wrote,
Демьян Фаншель
demian123

Перепост:

Алексей Цветков (aptsvet):
http://aptsvet.livejournal.com/867415.html :

Гюнтер Грасс, антисемит

aptsvet
20 апреля, 19:16

Я очень не хотел залезать в эту тему просто потому, что всех не охватишь, а фигура самого Грасса давно ушла за пределы моих интересов, которым я нахожу более полезное применение. Но получилось так, что я нечаянно взял на себя обязательство к ней обратиться, и уже не отвертеться.
И еще одна оговорка, чисто методологическая. Я вынужден закрыть комментарии к этому посту – не потому, что боюсь полемики, но предвижу, что она может оказаться очень интенсивной, а у меня, накануне отлета в Москву и с некоторыми повисшими в воздухе хвостами, просто нет сейчас на нее времени. Может быть я комментарии впоследствии открою, но тогда интерес скорее всего угаснет. Желающие вольны реагировать действием, путем отфренда или наоборот.


И еще одна, уже последняя – этот пост вовсе не о моем отношении к Израилю, поскольку вопрос о том, является ли Грасс антисемитом, не зависит от моего отношения к Израилю и даже от того, еврей ли я (да, по матери).
Речь, естественно, пойдет о его нашумевшем «стихотворении». Как произведение искусства оно, конечно, ниже всякой критики, но имеет ли это прямое отношение к теме? На мой взгляд имеет, хотя это, конечно, не самый серьезный из моих доводов. Дело в том, что Грасс, как мне кажется, либо совершенно не разбирается в проблеме, которую он затронул (противостояние Израиля и Ирана), либо лжет — тогда мой тезис уже почти доказан, но не буду брать контрамарку. И в том, и в другом случае у него явно нет серьезных аргументов, и поэтому он выбирает форму, которая не обязывает его ни к чему, кроме излияния желчи, стихи все спишут. А если стихи вышли чудовищные, так это не имеет отношения к самой теме.
Стихотворение производит на меня впечатление истерического визга, потому что ложь перемежается в нем бесконечными руладами самоизвинений и отметанием подозрений в том, в чем можно заподозрить немца его поколения и бывшего эсэсовца — как говорит Гертруда в «Гамлете», the lady doth protest too much. Но в этом гейзере протеста постепенно обозначается повествовательная струя, и это струя почти беспримесной лжи.
Да, Германия поставила Израилю подводные лодки, которые могут быть оснащены ракетами с ядерными боеголовками. Но вопреки тому, что пишет Грасс, эти подводные лодки вовсе не предназначены для первого или превентивного удара, и это ему мог бы объяснить любой военный курсант. Такой удар Израиль, если бы хотел, вполне мог бы нанести с собственной территории, он бы вышел куда более мощным и убедительным. Что же касается подводных лодок, то их роль — строго оборонительная, они предназначены исключительно для ответного, «посмертного» удара и служат предостережением.
Далее. О том, что в Израиле отрабатывается тактика удара по ядерным объектам Ирана, где, как не сомневается сегодня уже никто кроме Грасса, ведутся работы по созданию ядерного оружия, известно сегодня достаточно широко. Известно также, что в Израиле многие высшие военные чины, а также нынешний и бывший руководители Моссада решительно выступают против такого удара, считая, что его последствия могут оказаться катастрофическими и непредвиденными. То есть совершенно очевидно, что Израиль в данном случае не выступает как единая сущность. Но в монокле Грасса это именно единая сущность, беспримесная эманация зла.
И еще. Для меня очевидно, что я знаю об этой проблеме неизмеримо больше Грасса, который, судя по всему, получает информацию от собеседника в зеркале. Но я нигде не встречал упоминаний о том, что гипотетический удар, который Израиль собирается нанести по объектам в Иране, может быть ядерным. Даже обоснованных предположений не встречал. Потому что это было бы для страны полным политическим самоубийством, а в конечном счете и физическим. Но поскольку Грасс написал нам стихотворение, а не статью, он совершенно не обязан приводить ссылки и линки.
Хочу обратить внимание аудитории на тот факт, что я никоим образом не защищаю здесь действия и планы Израиля. Я просто обличаю ложь Грасса. Отчасти это и ложь умолчания — стихотворение может создать впечатление, что это именно Израиль угрожал стереть Иран с лица земли. На самом деле все, конечно же, ровно наоборот.
Доказал ли я уже свой тезис? Пожалуй что еще нет, хотя, конечно, математического доказательства тут быть не может — но моя цель заключается в том, чтобы по возможности свести сомнения к минимуму. Так что если кто еще не устал, продолжим.
Никому не запрещено критиковать Израиль, даже если эта критика не всегда справедлива — с одной оговоркой, этот элемент «невсегдасправедливости» должен быть универсальным, а не избирательным. Но вот как раз с универсальностью у Грасса дела из рук вон плохи. Перед тем как сесть за эту филиппику я прочесал Гугль в поисках высказываний Грасса по поводу зверств, которые творятся в мире, местами посерьезнее, чем в Палестине. Поделюсь результатами этих поисков. Я так и не выяснил его позиции в отношении уничтожения Саддамом сотни тысяч курдов боевыми отравляющими веществами, в отношении истребления шриланкийским правительством десятков тысяч интернированных тамилов, в отношении десятка тысяч мирных жителей, убитых Асадом в Сирии за последний год снайперским и артиллерийским обстрелом. Похоже, у него просто нет никаких позиций по поводу этих мелких неприятностей. Ненависть Гюнтера Грасса как прожектор высвечивает только один объект, и у этого объекта заметны пейсы.
Это обвинительное заключение было бы неполным без учета контекста. Я не сомневаюсь в том, что можно критиковать Израиль, не впадая в антисемитизм, но практически каждый, кто как я прожил достаточное количество лет в Европе знает, до какой прозрачности истончилась сегодня эта граница — и не просто на бытовом уровне, а порой и на уровне правительств, когда люди напрямую высказывают желание, чтобы Израиль исчез с карты мира.
Мы все, казалось бы, знаем, что такое расизм, разновидностью которого является антисемитизм, но обычно мы представляем его со звериным оскалом. Куда более распространена «мягкая» форма — мы ведь ничего не имеем против людей с черным цветом кожи, правда, вот только если бы они не носили эти приспущенные штаны и hoodies, из-за которых у нас рука непроизвольно тянется к пистолету. Или против цыган, если только они наденут костюмы в полоску и примутся торговать фьючерсами. Или против мусульман, если они не будут строить у нас своих мечетей и расстилать на тротуаре свои коврики. И даже против евреев, если они прекратят носить эти дурацкие пейсы и шляпы и завывать «если я забуду тебя, Иерусалим». Но негры, цыгане, мусульмане и евреи именно таковы, а те, против которых мы ничего не имеем — просто фигура речи для маскировки нашего расизма. Может быть когда-нибудь выведут породу евреев, у которых вообще исчезнет ген сионизма, они будут совершенно как мы, то есть как вы, и самый ученый антрополог никогда не заметит разницы. Но пока они таковы как есть, нелюбовь к ним принято называть антисемитизмом.
Доказал ли я то, что собирался? Сомнения всегда остаются, чужая душа потемки. Но Гюнтер Грасс — просто одно из доказательств, что не все антисемиты похожи на того, которого нам показывали в зверинце."
Subscribe

  • «Иногда они возвращаются...»

    Из двух зол выбирают меньшее. В смысле: отменённые было пластиковые пакеты начинают потихоньку возвращаться в продуктовые магазины. Оказалось, что…

  • (no subject)

    У него – железные яйца! Годами лечится от бесплодия.

  • (no subject)

    Если утюг выглядит как утка, ходит как утка, крякает как утка – это к автору афоризма. Не ко мне.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments