Демьян Фаншель (demian123) wrote,
Демьян Фаншель
demian123

«Отмстить неразумным хазарам»

Всегда восхищался надёжностью Википедии. Основательностью, доступностью, почти хирургической точностью. Восхищаюсь до сих пор.
Нет: тыщу лет прошло – всё помнит!:
Например:
Википедия:
3 июля, сегодня:
«964 — Киевская Русь одержала победу в войне с Хазарским каганатом.»
О! Ура. Что ли. Памятный день: есть за что пить: 3 июля:
03.07.964-го: Волга-матушка – наша! Итиль-мать. Рыба-фиш. Астраханский арбуз!
03.07.964-го, - как сейчас. На то она и – «Википедия». Народная Энциклопедия.
Пусть отдельные дотошные (да кто же вам станет выводить «дотошный» - от «точный»!?:) – пусть отдельные дотошные (вот как это вот: http://demian123.livejournal.com/216665.html +см. комменты, кощун) - пытаются вставить свои кривые палки в колёса, едущие до самой Казани.
А только палка имеет два конца! А колесо то до Казани доедет.
А дотошные так со своими дотошностями, допросами и вопросами – и останутся.
И – к Народной Энциклопедии, Вики.
И – вот это вот:
http://demian123.livejournal.com/216665.html:

«О чём шумите вы..»
19 Июл, 2011 at 12:10 AM

По наводке sedov_05 (http://sedov-05.livejournal.com/1060295.html ),
в связи с этмим: http://2009-da.livejournal.com/32702.html ,
позвольте мне выразить своё – вполне добродушное, уверяю – недоумение:

Уважаемые господа!
Не очень правильно простому любопытному вмешиваться в спор учёных людей... Да и не стал бы это делать – если бы не вопросы. Не три вопроса.
Первый : памятник к какому юбилею установил уважаемый скульптор?
Второй : кто разгромил – кого? Имеется в виду – в религиозно-противостоятельном смысле.
Третий : а был ли кто тогда - разгромлен? Речь не об успешности того самого конкретного похода Святослава Игоревича, 1046 лет назад, а – о его реальных последствиях.
Попробую развернуть эти вопросы ( Если есть «развёрнутый ответ», значит, где-то имеется и развёрнутый вопрос).
Хотелось бы услышать мнение историка : правомочны ли таковые вопросы – или это есть всё праздного ума не в своё дело сование?
Читаем ( «БЭС», Карамзин, «История...»):
Хазария, Хазарский каганат: просуществовал с 7 по 10 век. В 964-965 - РАЗГРОМЛЕН кн. Святославом Игоревичем.
Далее читаем:
Олег Святославович ( из "Слова о полку") прозванный Гориславовичем ( ? - 1115 ), княжил на Ростово-суздальской земле, на Волыни. В 1076 - теряет владения. Потом бежит в Тьмутаракань.Потом ( дважды ), предавшись половцам, захватывает Чернигов. Потом- ПОПАДАЕТ В ПЛЕН К ХАЗАРАМ!
Никогда, как получается, так и не узнавших, что их, неграмотных, ещё в 965-м, Святослав Игоревич, не знаю фамилии, - разгромил вдребезги?!..
И сколько эти хазары – с перекурами на разгром – всего протянули?
Маленький такой хазарский словарь.
О высказывании специалистов (академик А.Новосельцев), что Хазарский каганат просуществовал до 13 века – есть в интернете. (О его благотворном влиянии на экономическое и политическое развитие древней Руси – у Ключевского).
Т.е., такой – первый и третий вопрос : а была ли дата? А если была, то – когда?
А если сам Х.каганат распался, то кому, какому распаду, известный скульптор-общественник памятник ставит, - к какому такому юбилею-неюбилею?
Теперь – второй вопрос. Кровь. Конфессия.
Не хочется – но, раз уж предлагают...
Святослав. Победитель. Описан византийцами : серьга в ухе. Панковский «оселедец». Белые одежды. Выросший в дружине – довольно замкнутой, строго говоря – чужеземной касте. Родители – двуязычные, по-видимому, с каким-то акцентом говорящие на языке местного населения – Ингвар и Хелга – Игорь и Ольга. (Интересно, как долго сохранялся – для домашнего потребления – родной нордический – у знати – потомков рюриковых воинов?).
Т.е., что для нас, подлаживающихся под сумрачный гений автора памятника, важно : вот – нехристианин, сын чужеземцев.
Итак : на памятнике, с одной стороны – победитель (или – не совсем победитель?), Святослав, – с оселедцем и серьгой, абсолютный язычник (относительный – иностранец), что-то вроде панка. Сетованиям мамы, св.Ольги ( пардон – Елены. Она – Еленой крестилась. Ольга, та – хитрая и жестокая, людей живыми сжигала) не внявший : презрительно отвергающий саму мысль о вступлении в христианство.
С другой стороны памятника – символ разгромленного ( разгромленного? да? точно?) в 965-м ( в 965-м? да? точно-точно?), предположительно, году Хазарского каганата.
Единственное, что мы твёрдо знаем о Хаз.каг. : что это была страна, по преимуществу, монотеистическая. (все три религии – монотеистические). У знати, в правительстве, после возвышения Булана и, особенно, переворота Обадия – преобладание иудейского верования. (Но шестиконечного могендовида, любимца упомянутого ваятеля, насколько я понимаю, - как государственно-религиозной эмблематики – не было. Вроде бы, позже его начали задействовать.:).
Христианство – имело место, мусульманство – имело место. Сплошные монотеисты.
Незря же туда ( ну – в подвластную каганам Болгарию), а не в Киев ( где – никаких шансов) был послан просветитель св.Кирилл. По-моему, алфавит, разработанный Кириллом-Константином – тоже незря содержал в себе большое количество элементов из древнееврейского алфавита. Которые только после смерти просветителя были исключены из кириллицы.
Т.е. – полная картина : язычник, нерусский человек! ( вернее – не той, а - другой - нации, чем коренное «русское» население) конём своим топчет – хазарского человека со щитом ( но звезды Давида там ещё точно нет, насчёт полумесяца – не знаю), - на котором - на щите - вполне возможен символ христианской веры!. Не в смысле – наибольшей вероятности, а в смысле – возможности. Во всяком случае, если где на памятнике и должен быть крест, так уж точно – не на стороне Святослава. Не на скульпторской стороне, главной.
Т.е. – полная картина частичного бреда.
Потому что, когда память пишут с большой буквы и берут в кавычки, – тут-то и начинаются неприятности.

Д.Ф.

P.S. А, впрочем – ладно. Википедия большая: ей виднее.:)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments