Демьян Фаншель (demian123) wrote,
Демьян Фаншель
demian123

Categories:

Разрешённое искусство, или Оправдание Иванова (ни на вот столечко в нём не нуждающегося)








На польских сайтах обнаружил.
Сегодня, 22.07. – день рождения Чеховича.
Не того, который поэт:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%AE%D0%B7%D0%B5%D1%84

И не того, который шпион:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

А – Шимона Чеховича, достославного польского художника.
Вместо «Чеховича» рука по проивычке набрала: «Чехова». 
(Если когда-нибудь приступлю писать об Антоне Павловиче...  Крепитесь, фрэнд, Ежи Чех!.. :)
Тут, кстати, вспомнилось кое-что из недавно прочитанного:
А, вот оно – цитата из http://history-life.ru/post62137309/) .  В которой – «цитаты из»:
«...Вот несколько отзывов о работах этого художника наших российских деятелей культуры и искусства.. Aнтoкoльcкий oтмeчaeт близocть нeкoтopыx aквapeлeй Tиcco к кoмпoзициям Aлeкcaндpa Ивaнoвa (из циклa eгo знaмeнитыx библeйcкo-eвaнгeльcкиx эcкизoв): "Heкoтopыe из кoмпoзиций Tиcco cильнo нaпoминaют мнe Ивaнoвa, в ocoбeннocти тaм, гдe oбa кacaютcя Accиpии. И кaк пoдyмaeшь, чтo Ивaнoв paбoтaл в тoм жe нaпpaвлeнии 30--40 лeт тoмy нaзaд... Бoжe мoй! кaк мы инoгдa жecтoки к cвoим".
В пиcьмe к В. В. Cтacoвy oт 4 ceнтябpя 1894 гoдa Л. Н. Toлcтoй выpaзилcя eщe oпpeдeлeннee: "...и мы вce бyдeм вocxищaтьcя, кaк вocxищaютcя тeпepь Tиcco, кoтopый пoвтopяeт тoлькo Ивaнoвa" ("Лeв Toлcтoй и В. В. Cтacoв. Пеpeпиcкa". 1878--1906, Л., 1929, cтp. 142)
.»
Да-а?
Может быть. Не уверен. Мне, правда не показалось таким уж очевидным (см. в гугле).
Потому как – потому что: где – Киев, а где – бузина?
Где – Тиссо (с его потрясающими «дамскими» бытовыми картинами и, по-моему, довольно слабыми библейскими), а где – Иванов (у которого, кажется – наоборот). ?
Вернёмся к Чеховичу. Его работе «Воскресение». И нашим дилетантскимм наблюдениям.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%A8%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD



И тут вот: не велите казнить, дайте слово молвить. Ко дню рожденья Чеховича. Спасибо. Итак.
Здесь – библейский сюжет двух римских «аспирантов»: Шимона Чеховича (1758) и (через каких-нибудь 100 лет) Александра Андреевича Иванова (1858, оконч.).
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87



Ну, да.
Конечно.
См.
Тут, если следовать логике Толстого и Антокольского (а не логике композиции. Как производной общего сюжета, общего мифа), то всё, сказанное о паре Тиссо-Иванов, можно, заменив фамилии, абсолютно лЁгко сказать – и о паре Иванов-Чехович.
А!?
См.
А вот и нет!
Не будем – насчёт разниц и тонкостей католических и православных канонов: перед нами не иконы.
Смотрите, у Чеховича: 
Христос – гол и Он – в саване. (См. по тексту. :) А окружающие – согласно древнееврейскому приличию – облачены. Правда, Христос здесь, несколько нарушая законы перспективы (на то он и.. – того..) – выше окружающих. (Опять же: см. по тексту :).
Так. Теперь – у Иванова:
На переднем плане – «народ». Некоторые в нём, между прочим – в голом народном неприличии щеголяют. В присутствии древнееврейских барышень, между прочим. Что есть, блин – полный древнееврейский шкандалъ! Не при Иванове будь сказано.
Да что там, - забудем о дамах: загорают на бережочке голяком – в виду Христа...
Freikörperkultur.
FKK, бл...
Хотя, может быть (а: «45 секунд – па-адъём!!») – и успеют мужчины лёгкого поведения привести себя в божеский вид. Не исключено. Ибо – вдалеке.
Вдалеке – в плотном, вполне партикулярном, двойном платье – пылит ма-аленький Христос(ик).
Причём, Он – одет... – в двойное, женское платье (!)..  
ТОЧНО повторяющее цвет и покрой одежд женщины в центре картины.
(Моё маленькое живописное открытие. Дарю.
Хотя.., может, я и не первый смекнул? А? Помощь зала).
Дальше.
Женская фигура, закупившаяся в том же бутике, согласуясь со светскими законами перспективы – в три раза выше иисусовой.  В том же оранжево-синем прикиде приближающейся.
И тут, слава Перспективе! – никакого тебе влияния православных иконописных канонов.
Или – католика Чеховича.
На том и порешим.
Вобщем, сказать так, как Антокольский: «Heкoтopыe из кoмпoзиций ... (Иванова) cильнo нaпoминaют мнe ... (Чеховича), в ocoбeннocти тaм, гдe oбa кacaютcя ... (явления Христа).», либо – как Толстой: «...и мы вce бyдeм вocxищaтьcя, кaк вocxищaютcя тeпepь ... (Ивановым), кoтopый пoвтopяeт тoлькo ... (Чеховича)», - сказать так – было бы неправильно.
И в этом моё оправдание достойного Александра Андреевича Иванова (ни на вот столечко в нём не нуждающегося) – и поздравление с 321-летием достойного Симона Ивановича Чеховича.

 

Tags: литературоневедение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments