Демьян Фаншель (demian123) wrote,
Демьян Фаншель
demian123

Category:

Лев Лосев. Почерк.

В первую очередь – да, слабости ради. Признаюсь.
Мне было приятно держать это в руках. С водяным, на просвет, знаком в центре (герб Дартмуд-колледжа?. Жаль, на сканере не видно).
Потом объяснили: получить незнакомому корреспонденту от Лосева, в продвинутом 2000-м, подробное письмо, не отстуканное на машинке-копьютере, а – от руки – знак особого внимания, расположения.
Меня всегда привлекало акцентированное отношение самого Л.Л. к почерку других. Как живому, генетическому. Стихотворения «Почерк», «Почерк Достоевского». Другие -  нашёл в сети. (Оказалось – читал).
Почерк – «уходящая натура». Не только – вместе с человеком. Вообще.
Эпоха уходит.
Предстваьте: отпечатки ваших пальцев – за какие-нибудь две пятилетки – исчезают. Становятся стандартными. Единообразие. Генетически безликими.
Антиутопия.

Представили?
Уже произошло.
Исчезает почерк, часть родного. Родового. Индивидуального.
Десять лет назад я обнаружил этот конверт в своём почтовом ящике. Моя маленькая счастливая дата.


 
«Дорогой Демьян Фаншель,
Я с большим интересом прочитал Вашу книгу. Как говорил в таких случаях Бродский : «Самое замечательное, что это написано для самого себя». В книгах, подобных Вашей, т.е. давно переросших «сборник стихотворений», возникает новое качество, по существу романное, читатель читает с интимной изнанки одну частную жизнь, что всегда очень интересно, если автор честен.
Не берусь судить об отдельных стихотворениях – это, повторяю, не такая книга, «Текст», если угодно, из которого легко вычленить отдельные вещи. В общем, «Текст» становится лучшим к концу, что редкость, обычно наоборот. Прозаические части в конце, по-моему, лучше всего. Впрочем, почему «прозаические»? ..."

Дальше продолжалось заочное знакомство. Редкие мейлы. Два тёплых отзыва:
(о книге «Мейл»:
30.12.2007
«Дорогой Демьян,
Ваш
  Мейл  я получил, он лежит у меня на столе и я его читаю небольшими порциями.  Очень трогательная книга.  Замечательно, что Вы ее сделали.
Ваш Л.Л.»)

Потом Л.Л. не стало.
http://demian123.livejournal.com/1450.html
Но то – первое письмо - незабытое. Не «простывшие следочки»: след не простыл. Он – живой, тёплый. Слова, водимые живой рукой. Линии, записавшие движение речи. Смысловая дорожка, память.
Подборка эта - память, офренда Л.Л.
Ofrenda – подношение.
Вверху - см. – почерк Льва Лосева.
Дальше - см. – Лев Лосев о почерке:
....................................................................

«30 января 1956 года. («У Пастернака»)

 «...Все, что я помню за этой длиной,
очерк внезапный фигуры ледащей,
голос гудящий, как почерк летящий,
голос гудящий, день ледяной, ... »

……………………………………………..

Посвящено Довлатову:

              * * *

 «...Ну а трезвым, отмытым и чистым,
был педантом он, аккуратистом,
......

На столе идеальный порядок.
Стиль опрятен. Синтаксис краток.

Помню ровно-отчетливый бисер
его мелко-придирчивых писем.
Я обид не держал на зануду.
Он ведь знал, что в любую минуту
может вновь полететь, задыхаясь,
в мерзкий мрак, в отвратительный хаос.

Бедный Д.! Он хотел быть готовым,
оттого и порядок, которым
одержим был, имея в виду,
что, возможно, другого раза
нет, не вылезешь н
a свет из лаза,
захлебнешься кровью в аду. ..»

……………………………………..

«Почерк Достоевского»

 «С детских лет отличался от прочих
Достоевского бешеный почерк —
бился, дёргался, брызгался, пёр
за поля. Посмотрите-ка письма
с обличеньем цезаропапизма,
нигилизма, еврейских афёр,
англичан, кредиторов, поляков —
частокол восклицательных знаков!!!
Не чернила, а чернозём,
а под почвой, в подпочвенной черни
запятых извиваются черви
и как будто бы пена на всём.
Как заметил со вздохом графолог,
нагулявший немецкий жирок,
книги рвутся и падают с полок,
оттого что уж слишком широк
этот почерк больной,
allzu russisch...
Ну, а что тут поделать — не сузишь.»
………………………………………………


«Красильников».

«.. У него был изумительно ровный, четкий почерк, как у учительницы. Я не думаю, что такой почерк совместим с поэтическим дарованием. По отношению к поэзии он был скорее не писателем, а читателем.»

«Таня прислала мне ксерокопии нескольких десятков мишиных писем из лагеря к ней. Они написаны так же ровно, тем же изумительно ровным почерком, что и письма ко мне...»
.....................................................................

«... С жутковатым
чувством, которое точнее затрудняюсь передать, я узнал свой почерк ...»

(«Вокруг Иосифа Бродского»)
.................................................
        «ПВО
(Песнь Вещему Олегу,
посвященная также тысячелетию крещения Руси,
Артуру Кестлеру, Л. Н. Гумилеву,
А. С. Пушкину, коню и змее)»

«...Тел переплетенье на десять веков
записано дезоксирибо-
нуклейновой вязью в скрижали белков,
и почерк мой бьется, как рыба:
то вниз да по Волге, то противу прет,
то слева направо, то наоборот.


Я пена по Волге, я рябь на волне,
ивритогибрид-рыбоптица,
А. Пушкин прекрасный кривится во мне,
его отраженье дробится.
Я русский-другой-никакой человек. ...»
.........................................................................


«Почерк»

«Треть пропить-прокутить,
треть в кулак просвистеть,
треть оставить сыночку и дочке.
Неприятно на собственный почерк смотреть,
на простывшие эти следочки. 
...........................................

Ни бумаги не надо,
ни карандаша,
только б сыпало инеем с веток,
да посвистывая б, погуляла душа,
погуляла б душа напоследок.»

Tags: литературоневедение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments