?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В связи с этим: http://demian123.livejournal.com/76956.html



Культурное мероприятие


Тут некое культурное мероприятие намечается.

В смысле - юбилей. До него, правда, далеко ещё, года с три, но уже - разговоров!..
Тут - дожить бы...
Ну что ж, поговорить можно.
Начнём с главного. С того, что, если говорить строго, имеют место быть два фактора.
Первый - христианский. Связан с обстоятельствами места и действия и с конкретным событием. Второй же - не христианский (значит, как бы - языческий) фактор; связан с обстоятельствами времени. С неопределённым - нехристианским - никаким - абстрактным - временем, прошедшим с момента конкретного события.
Но не будем долго ходить вокруг да около, как кот учёный, - всё очень просто.
Событие же, которое отмечается, это - Рождество, привычный для людей домашний праздник, только - дата уж очень круглая. А вот почему дата эта такая круглая, такая вот юбилейная, - и объясняется языческим, нехристианским (вернее, - вне христианской морали), зодиакально-маниакальным - нашим вращением.
“В кругу расчисленных светил”: “Полдень”. “День”. “Неделя”. “Месяц”. “Год”. “Десятилетие”. “Ревущие сороковые”. “Смутные девяностые”. “Век”. “Тысячелетие”. Второе.
- Которое у нас, милые, нынче на дворе?
- Конец Второго, скоро - Третье.
Юбилей, значит. Со дня рождения.
(Растянувшегося, заметим, на полмесяца и отмечаемого в году три раза: одной конфессией - за неделю до, другой - после, а астрономами - аккурат посерёдке двухнедельного срока.* Были и другие попытки, но вращением расчисленных, светил и всем прогрессивным человечеством таковые - оказались исторически отвергнуты).
Итак, рождение (отмеченное и другими чудесами) - произошло.
Далее, как говорил знаменитый пахарь и сапожник: “Детство”. “Отрочество”. “Юность”...
И вот, уже в зрелом возрасте, в возрасте, так сказать - попытаемся закаламбурить тавтологию - Христа и произошли события, определившие близящийся двухтысячелетний юбилей - как культурное мероприятие.
Культурное - в том смысле, что наша культура - ой как генетически с событиями в тех захолустных местечках связана! И не всеми ещё до конца эта связь прочувствована, пропущена через себя. Хотя читали ведь - все, всё это было не однажды пересказано, прокомментированно и даже - четырьмя разными людьми, свидетелями - были составлены такие письменные показания, такие - протоколы.
Один читает это как “детективу”, другой - как “лябовь”...
Для них-то, для вторых, для других, - и Культурное Мероприятие:
Две тысячи лет со дня рождения Христа, Бога Живаго (это не фамилия такая, нет) и всего, что за этим воспоследовало.
Воспоследовало, как помнится, не мало.
Но. для человека без конфессиональной прописки, или, как говорят, для “Ивана, родства не помнящего”, то, что воспоследовало, все поступки Христа, все четыре Евангелия - протоколы четырёх мудрецов, гораздо менее - не так - значимы, как то, что он проповедовал.

Именно: что проповедовал, а не как.
А проповедовал он - учение Иоанна, своего крёстного и родственника по матери. Страстно, увлечённо, храбро! В проповедовании Иоанновых постулатов ученик намного превзошёл своего учителя - человека глубоко несчастного, добряка, энтузиаста, первого кибуцника, неудачника. Вообще, фигура Иоанна Крестителя (хотя он никого на кресте не распинал, а, наоборот - принимал в члены своего простого братства, погружая в воды Иордана, поближе к рыбе, там, где обретается рыба - загадочный тотем христианства, там, где тело начинает терять тяжесть, где кончаются земные дела, а воды темны и прохладны) - фигура Ивана Купалы, по-моему, в литературе ещё не раскрыта. В библеистике - да, в теологии - конечно (под видом предтечи христианства, учения Христа). Но - в литературе, в искусстве... Вспоминается: как только Креститель, - так, сразу, заслоняя его своими ягодицами, - и замелькали пляшущие Саломея с Иродиадой!
И тут же - головотяпство, - знаменитое, непоправимое.
Ну, сгубили две бабы Ивана, сгубили, было дело, дело известное.
Но ведь Купала-то - сложнее, больше этого - последнего - эпизода!
Купала - Учитель.
Может, он и недостоин развязывать шнуровку на чьих-то сандалиях...
Чего уж там. Недостоин, так недостоин.
Достоин - большего:
Называться Учителем, творцом Новой Этики.
Возникшей чёрт те когда, в страшненькие, смутненькие, беспросветненькие, какие-то проваленные времена.
Новой этики! Новой как откровение.
Слегка мазохистской, потому как - еврейской; как и всё еврейское, откорректированной опытом жизни среди ненавидящего окружения.
Ненависть - как понятное, человеческое, биологическое, воспринимаемое почти с пониманием, почти без укоризны, с легким вздохом адептами Ивана, его кибуцниками, потерявшими часть земного веса в водах Иордани и - ещё до Шагаловских времён - уже парящих, уже унесённых ветром, носимых ветром, и - уже после Шагала - возвращающихся на круги своя...
Эти новые и новые попытки - пролетать поверх барьеров, над ненавистью, закрыв глаза, - и пусть нам будет хуже! - подготовили Иванов малый народ к восприятию чего-то необычного, чего-то невероятного, определенного впоследствии калининградским жителем (пророчески наречённым Иммануилом) как чудо. Чудо, в котором легкий мазохизм, добровольная отдача первородства, потеря патриотической ориентации, все эти необъяснимые вещи - в перегретой солнцем и ползущей вверх, как ртуть в термометре, ненависти - всё это отходит куда-то на задний план перед явлением космическим: явлением Новой Поэтики.
Новой морали, поэтики сумасшедших, чокнутых, поэтики подставляющих левую щёку, поэтики, несмотря ни на что любивших, любящих ближнего. Не буддийской - поэтической - отстраненности, а Поэтики-поэзии, в чистом, концентрированном виде. Поэтики-этики, новозаветного содержания, высокого смысла, который как “огонь мерцающий в сосуде”, в красивой древнегреческой амфоре - форме и подготовил, и определил возникновение, развитие - и даже существование того, что называется нашей культурой, нашей цивилизацией.
Мерцание, освещающее конторку пишущего “Шинель” Гоголя... И хорошая вышла шинель, тёплая, русского покроя.
А мерцание, свет, - с Востока.
Все мы - из этой шинели, не надо даже вспоминать какого-то там Андрея Жидовина (кто его, кстати, назвал Первозванным? Это на крест его косой звали - да!), везде были свои истории, свои святые. Начнём вспоминать - так и до Купалы снова дойдем. От него это всё идет.
Всё, что мерцает в сосуде.
Драгоценная эссенция.
Заветная квинтэссенция - в амфоре. Аромат едва уловимый (но - не заменить никакими синтетическими благоуханиями). Аромат двухтысячелетней культуры. Попытка создать цивилизацию, подобно мудрому Фрейду мирящую биологическое в людях с этическим.
Подкорка, устремлённая ввысь!
Высокая готика, пронизанная мягкими лучами. Воздушные замки искусства: светская литература, выросшая из библейской, из Ивановых проповедей (в адаптации распятого в цветущем возрасте его адепта).
И в этом же ключе развившееся изобразительное искусство. И их различные комбинации: кино, театр. И - обратная связь - сформированные всем этим архетипы, твёрдые, установившиеся, руководящие нашей психикой, живущие в ней ассоциации. Живущие даже где-то вне нас - мистически - независимо от существования отдельных личностей. И только - музыка... Музыка - куда её ни приставь! Музыка - не нуждающаяся в этике! Музыка - существующая отдельно от Слова!** Музыка, существовавшая как Гармония - до Слова! А уж тем более до Ивана - Иордана.
Что там говорил Гегель об Абсолюте?
Но не о музыке речь.
У нас тут культурное мероприятие. Литературный юбилей.
Две тысячи лет новому литературному направлению.
И неплохо было бы отметить его в ночь на Ивана Купала.
Можно и с музыкой. Что? Танцы - будут.        
                                  
                            

                                                                        1996
..............................................

* Маленькое открытие.Новый год (“Год такой-то от Р.Х.“ От Рождения Христова. От начала Эры Христовой.) - наступает всегда на восьмой день от самого этого “Р.Х.” Всегда. Как в римской так и в православной традиции. Два дня рожденья? Где второе - строго на восьмой день?
В некотором смысле - да. От Луки, глава 2-я:
“По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали ему имя Иисус... принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был бы посвящён Господу... родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд”.
Восьмой день.
Начало Нового года. 1 января. 14 января.
День обряда обрезания.
День посвящения Богу, день Рождения в Боге.
Начало.
В котором не Слово, но - дело: строгое следование закону отцов, закону Отца.


** Иногда и вместе.
“До”. “Ре”. “Ми”. “Фа”. “Соль”. “Ля”. “Си”. Особенно “Си”.
Не только о кострах и цветущих папоротниках. Но и о нотах. Связанных с Купалой. “Всё смешалось...”? Нет, лучше: всё переплелось - в венке на Иванову ночь.
Вот молитва певцов о предохранении их голосов от хрипоты. Молитва (
XI в.?, ХШ в.?), обращенная к св. Иоанну Крестителю (особенностью её мелодии является поступенное повышение тона на начальном слоге первой строки):
Ut
queant laxis
Resonare libris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solke poluti
Labii reatum
Sankte Iohannes
Монах-бенедектинец Гвидо Д’Ареццо (Гвидо Аретинский), взяв за основу этот гимн, осуществляет реформу музыкальной нотации. Впоследствии “
Ut
было заменено на “До”. В Европе появляется современное нотное письмо.
Музыка и слово: связаны знаком.
Каждая гамма, которую пиликает школьник - гимн Ивану Купале! Каждый урок сольфеджио - молитва Крестителю, гимн св. Иоанну!
“Летят самолёты - привет Мальчишу!”
Аминь.

Д.Ф.                                                                            

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
ivannikov_ru
Dec. 30th, 2012 08:42 pm (UTC)
Иоанн-Купала? Так Иоанн-то Купалой ни в жисть не был. Но, как это часто бывает, произошло сращение двух персонажей, второе из которых исконно языческое божество.
demian123
Dec. 30th, 2012 09:26 pm (UTC)
Ну - как Власий и Велес. Это - целая тема в нар. мифологии. Иван-то - купал своих квази-евсеев (а, может - и реально - евсеев) в водах Иордана. Евсеи - те воще - из воды не вылазили. Очищение - в условиях жары - и физическое, и духовное - в одном флаконе. Вообще, купания и их насаждение для просвещаемых народов Востока (в т.ч. и иудеев) - очень даже замечательная древнегреческая забава. Но так мы далеко уйдём. Вобщем, Иван, кузен Ешуа - ещё тот купала!:)
demian123
Aug. 6th, 2015 01:08 pm (UTC)
http://demian123.livejournal.com/416241.html

Иван

Окает и говорит по-вятски:
На Иване держится Россия
(От России рифмы ждёшь, но все я
Растерял в рассеяньи дурацком).
Горячусь в ответ, беру за лацкан.

За меня же праотцы, вестимо,
Головой, златыми ли устами,
Отвечают. Святцами вместимы,
Имена семитские здесь стали
Избранными Библии местами:
Собирай, Иван из Палестины.

Все Джованни, Яны и Хуаны,
Жаны, дон Жуаны, Иоганны –
Должниками возвратятся в срок...
Голова, скажи, что будет далее.
Шарят пальцы, не найдут сандалии.
Не развяжут чей-то там шнурок.

2004
demian123
Jul. 4th, 2017 12:56 am (UTC)
1. На Ивана Купала
http://demian123.livejournal.com/416241.html

2. Еврей Иван Купала, или Куйя – не Куйя, а Хорив – Синай
http://demian123.livejournal.com/76956.html

3. Культурное мероприятие
http://demian123.livejournal.com/77928.html


4. Хазары:
http://demian123.livejournal.com/216665.html

( 5 comments — Leave a comment )

Profile

demian123
Демьян Фаншель
www.fanschel.de

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow