Демьян Фаншель (demian123) wrote,
Демьян Фаншель
demian123

Categories:

«А теперь мы отдохнём..»

Фото из альбома «25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году»
http://bigpicture.ru/?p=472672 (по наводке Александра Тягны-Рядно: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=690347490997525&id=100000668419483&stream_ref=10):



А ведь на этой школьной фотографии дети, кто не в курсе, тянут дружно обе руки – не для того, чтобы их спросили.
Нет. Другое.
Писали тогда – неудобной деревянной перьевой ручкой. Обмакивая в чернильницу-непроливашку. Вытирая засорившееся перо-ржавейку суконной перьечисткой. Уроки чистописания: сотни раз - одну и ту же букву.
Десятки – одно и то же слово.
С нажимом и закруглениями.
Китель с железными пуговицами. Фуражки на вешалке. У девочек – фартушки. Обязательный октябрятский значок.
Руки, особенно правая (правая - даже у таких борзых левшей, как в/п) – детские пальцы, кисть у непривыкших младшекласников уставали до онемения. Поэтому, сколько-то раз на дню, посреди урока, по команде учителя, всему классу полагалось встать, вытянуть руки - вверх, вперёд - и, выполняя, установленные неведомыми верховными методистами упражнения, сжимая-разжимая пальцы, скандировать громко, до крика: "Мы писали, мы писали, / наши пальчики устали! / А теперь мы отдохнём - / и опять писать пойдём!"
Не помню уже, когда боевые песни сошли на нет.
Дольше всех продержалась коричневая униформа: сначала на школьную утреннюю линейку стали приходить без фуражек. Большая вольность и особый шик.
Потом сдохли, ухнули в прошлое подворотнички.
За ними, потихоньку – кителя с форменными пуговицами.
Девичьи «фартушки» продержались класса до восьмого. Ибо – было в этом что-то..


P.S. http://demian123.livejournal.com/235620.htmlhttp://demian123.livejournal.com/574236.html.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments